Изучением вопросов распределения семейных образностей, исполнения мужчинами воспитательных функций и отношения к отцовству вологодские ученые-демографы занимаются больше 20 лет. Последние три года в зоне внимания - тема маскулинности (совокупности телесных, психических и поведенческих особенностей, рассматриваемых как мужские) и отцовства в представлениях российских мужчин.
- Исследовательская гипотеза состояла в том, чтобы проверить, какие смыслы люди вкладывают в понятия «хороший отец» и «настоящий мужчина», насколько эти понятия сопоставимы, и нет ли каких-либо смысловых противоречий, - рассказывает заместитель директора Вологодского научного центра РАН Ольга Калачикова.
Как выяснили в итоге ученые, в представлениях мужчин, в том числе и вологодских, наблюдается размывание представлений о том, кто же такой настоящий мужчина. Гегемонные, так называемые патриархальные черты мужчины постепенно дополняются новыми моментами.
- Если говорить о патриархальной маскулинности, то это, в первую очередь, необходимость отличаться от женщин, постоянная соревновательность, стремление быть лучше других. Мужчина должен быть сильным, не должен проявлять слабость, не должен проявлять эмоции. То есть запрет на эмоции - это один из ярких признаков патриархальной маскулинности. Плюс мужчина должен быть крутым, он не должен бояться насилия и не должен опасаться нанести физическое увечье. Плюс это гетеросексуальность и властные полномочия, в том числе и в семье, - рассказывает Ольга Калачикова.
В нынешних представлениях о том, кто такой настоящий мужчина, таких ярких патриархальных черт становится уже меньше. В первую очередь респонденты говорят о том, что настоящий мужчина должен нести ответственность за свою семью, выполнять некоторые мужские функции в семье, отличаться дисциплинированностью, сдержанностью, твердостью характера. Он должен быть умным, стремиться преобразовать мир, уметь договариваться, у него должно быть наличие критического мышления.
По словам ученого, все эти черты характера могут быть присущи в разной степени, как мужчине, так и женщине, мужские функции (бытовые семейные обязанности) также выполнимы женщиной. В итоге возникают противоречие о тех представлениях, каким должен быть мужчина и тех выполняемых социальных ролях, которые по факту имеют место быть. При этом отцовство не входит в перечень набора характеристик, который определяет представления о настоящем мужчине. И это для демографов самый яркий маркерный момент. Противоречие представлений о маскулинности и родительстве есть, и это достаточно большая проблема,
- Считалось, что мужчина должен быть добытчиком, защитником, главой семьи и т.д., и что он уже не может выполнять какие-то женские функции. Однако в реальной жизни мы видим, что особенно молодые мужчины готовы брать на себя ответственность по уходу за детьми. То есть налицо размывание патриархальной модели. В повседневной жизни и особенно в молодых парах она уже не эффективна, - отмечает ученый.
По словам демографа, в настоящее время зреет запрос на вовлеченное отцовство, то есть на большее участие мужчины в воспитание детей, уходе за детьми. Этот тренд просматривается хорошо в молодежной среде, именно там есть сегодня ориентация на эгалитарную модель семьи. Это когда функции мужчины и женщины взаимозаменяемы, как в воспитании детей, так и в быту, и материальном обеспечении семьи.
Татьяна Почтеннова