Омбудсмен рассказала, что именно надо менять в системе частных домов для престарелых

Взять все и закрыть - нельзя, изменения надо вводить постепенно

В настоящее время данных, сколько всего в Вологодской области работает частных домов для престарелых, нет. Известно о трех негосударственных стационарных организациях социального обслуживания на 498 мест, которые входят в реестр поставщиков социальных услуг. Еще три работающих в регионе организации в этот реестр не входят.

- Выявить такие учреждения не так просто, - рассказывает уполномоченный по защите прав ветеранов и пенсионеров Ольга Данилова. - Основная уловка недобросовестных пансионатов - заключение договоров аренды с постояльцами. Кто-то просто использует частный дом и (как следует из договора) сдает бабушкам койки. А обслуживающий персонал постояльцы якобы наняли сами. Такая картина особенно характерна для южных регионов.

После скандальной истории в одном из вологодских частных домов-интернатов для пожилых людей и инвалидов в местных СМИ стал активно обсуждаться вопрос необходимости введения контроля в данной сфере. При этом на федеральном уровне вопрос регламентирования деятельности частного бизнеса, связанного с организацией ухода и присмотра за престарелыми гражданами, обсуждается уже не один год.
- Варианты регулирования рассматриваются разные: лицензирование, аккредитация, сертификация, саморегулирование… На мой взгляд, альтернативой может стать обязательное включение частных негосударственных организаций в реестр поставщиков социальных услуг. Тогда мы будем знать, где эти частные дома-интернаты, пансионаты в России находятся, и сколько их в области, - рассказывает омбудсмен.

Такой реестр уже существует, но сейчас это добровольный вариант.

Доработки требует и такой механизм регулирования деятельности частников, как независимая оценка качества оказания данного вида услуг. В настоящее время такая оценка выставляется, в том числе дистанционно. В итоге соцучреждение может оформить красивый сайт, разместить красивые фотографии, подготовить отчет и получить высокие оценки.

- Вспомним историю в вологодском доме-интернате, когда был выявлен факт антисанитарии. Незадолго до инцидента там проводилась независимая оценка качества оказания услуг, по итогам которой учреждению был выставлен высокий балл - 9,98. Если бы оценка проводилась очно, то эксперты, конечно, увидели бы реальную картину, - рассказывает Ольга Данилова.

Среди других механизмов, которые могут побудить частников выйти из тени, по мнению уполномоченного, и внесение в список социальных налоговых вычетов услуги по уходу и присмотру в стационарном учреждении. Ещё один путь - создание норм и требований с учётом ранжирования в зависимости от объема услуг и числа постояльцев.

- Правила не могут быть одинаковыми для пансионата, где живут десять бабушек и дедушек, и дома престарелых, где находятся триста человек. При этом не должно быть домов престарелых, где будет более 20-ти человек, на землях, предназначенных под индивидуальное жилое строительство, - говорит Ольга Данилова.

В общем, механизмов регулирования деятельности частных домов-интернатов много, если их отработать, то и порядок в этой сфере удастся навести.

- Рынок большой, востребованный, он и дальше будет развиваться. Общество меняется, раньше все жили большими семьями, взрослые дети вместе со своими пожилыми родителями. Сегодня дети уезжают, родители остаются одни, - рассказывает уполномоченный по защите прав ветеранов и пенсионеров. - Меняется и отношение к домам-интернатам, уже не считается зазорным своих пожилых родственников там размещать. Есть понимание, что это лучший вариант, если там хорошие условия проживания, медицинское обслуживание. К счастью, достойных учреждений больше, чем проблемных. И там пожилые люди не одиноки.

Татьяна Почтеннова

Загрузить ещё