Идею создания в Вологодской области геологического парка уже много лет продвигает старший преподаватель кафедры городского кадастра и геодезии ВоГУ Валерий Чернышов. Наш корреспондент пообщался с известным геологом и узнал, где в регионе можно наблюдать следы давно минувших дней.
- Валерий Иванович, напомните, пожалуйста, что такое геопарк.
- Геопарк - это географический район, где представлены объекты геологического наследия, а также уникальные геологические особенности территорий. В данной форме сочетаются и охрана, и доступ к этим территориям, так как это качественно более высокий уровень развития туризма по сравнению с особо охраняемыми природными территориями. Плюс территории должны быть интересны и с негеологической точки зрения: этническими особенностями, культурой населения, биоразнообразием, историческим прошлым.
Добавлю, всего сейчас функционируют 140 геопарков в 38 странах мира, главным образом в Европе и Азии. В России попытки создания геопарков осуществляются на Алтае и в Карелии. В Вологодской области это перспективная, но пока идея.
- Идею создания на территории области геопарка ЮНЕСКО вы продвигаете давно. Что-то удалось сделать?
- Пока, к сожалению, воз и ныне там. А жаль. Сейчас много говорят о развитии туристской привлекательности региона. Казалось бы, и придумывать ничего не надо, бери и делай. Благо есть, что показать и рассказать. Объекты геологического наследия хорошо видны в районе деревень Полдарса и Опоки. Далее вниз по реке Сухоне, включая урочище Стрельна, до её впадения в Северную Двину, и ещё далее вниз по её течению до Котласа. Именно на обрывистых речных берегах можно наблюдать отложения пермских пород, возраст которых составляет сотни миллионов лет. Примерно 300 миллионов лет назад, в начале пермского периода, все платформенные части нашей планеты объединились в единый суперконтинент Пангея, а все моря Земли слились в единый мировой океан Панталасса.
Кстати, ведущие специалисты-палеонтологи со всего мира, посетившие Вологодчину девять лет назад, рекомендовали правительству области начать работы по включению территории, объединяющей пермские отложения Сухоны и Северной Двины, в список наследия ЮНЕСКО. Действительно, наша область в этом отношении является уникальной и достойна организации на Сухоне и Северной Двине Глобального геопарка под эгидой ЮНЕСКО.
Добавлю, что вместе с коллегой я подготовил небольшую книгу на тему Сухонско-Северодвинского геопарка, в этом году брошюра должна быть издана.
- Напомните, пожалуйста, чем именно уникальна данная территория?
- Важнейшими факторами уникальности перспективного Сухонско-Северодвинского геопарка, во-первых, это сами отложения верхнепермского возраста, накопившиеся здесь на рубеже перми и триаса в континентальных условиях, которые являются наиболее полными и представительными для Евразии. Это определяется возможностью непрерывного изучения с поверхности их разреза мощностью 230 м на протяжении более чем 150 км.
Во-вторых, это установленное и потенциальное содержание в верхнепермских разрезах многочисленных ископаемых остатков, в частности, звероящеров SukhonopusprimysGub. etBulan Северодвинской серии – одной из наиболее полных в мире серий.
В-третьих, отложения долин Сухоны и Северной Двины – уникальные свидетели пермо-триасового вымирания, также называющегося «великим» пермским вымиранием и характеризующегося исчезновением более 80 % видов биосферы, в том числе и звероящеров. Общий период вымирания предположительно составил около миллиона лет, причем на безжизненную фазу пришлось не менее 300 тысяч лет. Возможные причины вымирания: вулканизм на Сибирской платформе («вулканическая зима»); падение крупных метеоритов и др. При повышенном интересе в научной среде к пермскому вымиранию, которое сейчас наблюдается в мире, отложения долин пермского периода как свидетели вымирания могут считаться достоверным полигоном для исследования биотических и абиотических событий, сопровождавших позднепермский экологический кризис.
- В общем, все, что нужно для создания геопарка в Вологодской области есть.
- Да, есть, что и показывать, и рассказывать туристам, есть и энтузиасты, готовые подключиться к этой работе.
Татьяна Почтеннова