Преподаватель английского указала на главные проблемы обучения языку

Объяснений тому, почему дети плохо говорят по-английски, несколько

Почему дети после школы не могут свободно говорить на иностранном языке - вопрос, которым задается не одно поколение родителей. Что же мешает школьникам да и студентам разговаривать на английском языке? За ответом на этот вопрос наш корреспондент обратился к члену Национальной ассоциации преподавателей английского языка, тренеру учителей, экзаменатору Юлии Таракановой.

- Юлия, если взглянуть в целом на сферу обучения английскому языку, то какие проблемы сегодня здесь существуют?

- Среди главных проблем обучения английскому языку, впрочем как и остальным предметам - это клиповое мышление, недостаточно развитая оперативная, кратковременная и долговременная память, плохо развитое произвольное внимание. Студенты пользуются ИИ и не хотят думать. У них нет желания поделиться своим мнением и не развиты навыки общения: в реальной жизни они не общаются друг с другом, переписываются смсками и мемами. А мы хотим, чтобы они проявляли инициативу, задавали вопросы и писали на ОГЭ и ЕГЭ электронное письмо другу.

Дети мало читают, не могут поддерживать беседу на русском, не имеют лучшего друга или любимую книгу. Темы учебника по английскому им не актуальны. Кроме того, в общеобразовательной школе они начинают учить язык во 2 классе, например, по учебнику Spotlight 2, пропуская Spotlight 1, в котором даются основы, так называемое устное опережение. В итоге, большая часть детей во 2 классе видит латиницу впервые, не успевает за несколько часов повторить материал 1-й части (так как видит все это впервые) и в дальнейшем эти дети находятся в позиции вечно догоняющих. Мотивация падает.

Среди других факторов - большие группы в школьном классе, дети с разным темпом усвоения, а также те, кто на дополнительных занятиях прошел учебник «единичку» или даже занимался с пяти лет. В условиях такого смешанного класса отстающим ученикам догонять сложно.

- Все это в какой-то части является ответом  на мой следующий вопрос по поводу того, почему дети в большинстве своем после школы  не знают английский язык, хотя и учат его. И почему не могут на нем разговаривать.

- Чтобы разговаривать на английском, дети должны на нем разговаривать. Есть такой методический парадокс «мы учим язык чтобы разговаривать или разговариваем на нем, чтобы учить?» Школьные учебники насыщены материалом, но рассчитаны на усредненного ученика. Сильным ребятам на уроке поговорить не с кем, а слабым не до этого. Плюс школьные учителя часто завалены работой, это не секрет. Редко кто работает 18 часов в неделю (1 ставка) и имеет возможность полноценно готовиться к каждому уроку, готовить материалы для слабых и сильных, адаптировать программу под класс, заменять и разрабатывать новые задания под неактуальные тексты (имею ввиду мп-3 плейеры в 2025 году).

- Что надо сделать, на ваш взгляд, чтобы в школе дети знали иностранный язык и умели на нем общаться?

- Я давно не работаю в школе и вузе, поэтому не вправе осуждать-обсуждать-критиковать. Не могу судить, что нужно сделать для того, чтобы дети могли разговаривать на языке после общеобразовательного курса. Я работаю в идеальных условиях - с мотивированными учениками, часто индивидуально. В идеальной реальности учитель имеет возможность (и умеет) вести урок и всю переписку между занятиями на английском, погружая студента в среду. Он использует все знания, полученные за много лет непрерывного профессионального образования, постоянно повышая квалификацию и общаясь в среде продвинутых профессионалов. В идеале нет цели попасть во временные рамки, и отчитаться. Мы можем двигаться в индивидуальном темпе, в том числе с детьми с СДВГ, дислексией. Используются актуальные учебники международных издательств, они не забиты лексикой и грамматикой, фокус на продуктивные умения - говорение и письмо.

Татьяна Почтеннова

 

Загрузить ещё